В этом году в рейтинге коррупции больше тех стран, где положение ухудшилось, чем тех, где положение улучшилось

Коррупция и социальное неравенство, существуя в тесной связке, усиливаются во всем мире, это, в результате, приводит к разочарованию населения в политическом эстеблишменте –  об этом 25 января заявила группа антикоррупционных правозащитных организаций, обнародовав данные индекса восприятия коррупции.

Согласно показателям индекса восприятия коррупции, которые были выведены Transparency International в 2016 году, более двух третей из 176 стран набрали меньше 50 баллов, что говорит о высоком уровне коррупции (по шкале от 0 до 100 чем выше цифра, тем меньше уровень коррупции).

В этом году в рейтинге больше тех стран, которые ухудшили свои показатели, это свидетельствует о необходимости принятия “срочных мер”, сообщают представители берлинского подразделения организации.

Люди все чаще обращают взгляды на “популистских лидеров, обещающих разорвать порочный круг коррупции и привилегий”, сообщает Тransparency International, но, “скорее всего, это только усугубит проблему”, предупреждает организациия.

“В тех странах, где у власти популисты или автократы, часто наблюдается упадок демократических институтов, а также тревожная картина расправы над гражданским обществом, ограничения свободы прессы и ослабления независимости судебной системы”, –  заявил председатель Transparency International Хосе Угас.

Правозащитная организация сообщает, что Венгрия и Турция, “страны, в которых усиливается власть автократических лидеров”, в последние годы сильно ухудшили свои показатели в рейтинге коррупции.

“В противоположность этому, результаты Аргентины, в которой было отстранено от власти популистское правительство, начинают улучшаться”, –  добавил он.

Партии, занимающие позиции противостояния истеблишменту, регулярно проводят параллели между “коррумпированностью элиты” и маргинализацией рабочих людей, но в большинстве случаев проваливают дело борьбы с коррупцией, когда приходят к власти, написал в своем блоге главный научный руководитель Transparency International Финн Генрих.

“В случае Дональда Трампа, первые признаки отступления от предвыборных обещаний уже налицо”, добавил Генрих, заявив, что президент США заговорил о “торможении ключевых законов по борьбе с коррупцией и об игнорировании наличия потенциального конфликта интересов, который будет усиливать, а не контролировать коррупцию”.

По данным Transparency International, большие коррупционные дела, такие как дело бразильского нефтяного гиганта Petrobras или экс-президента Украины Виктора Януковича, показывают, как выкачивание национального дохода  “в пользу немногих за счет многих”, усиливает степень “социальной изолированности”.

По менению правозащитной группы, чтобы разорвать порочный круг коррупции и неравномерного распределения богатства и власти в обществе, правительствам следует разрушить связь между бизнесом и чиновничеством.

Антикоррупционные организации также призвали к усилению контроля над банками и другими финансовыми учреждениями, которые помогают отмывать деньги, и предпринять шаги по запрету деятельности компаний, которые скрывают имена своих реальных владельцев.

Рейтинг индекса восприятия коррупции оценивает уровень восприятия коррупции в государственном секторе в 176-ти странах.

Дания и Новая Зеландия имеют лучшие показатели –  90 баллов и выше, за ними следуют Финляндия (89) и Швеция (88).

США находится на 18-м месте (после 16-го в прошлом году), с результатом 74 балла.

В список худших вошли Сомали (10), Южный Судан (11), Северная Корея (12), и Сирия (13).

Афганистан улучшил свой результат (15 баллов) почти вдвое после 2013 года (8 балллов). Тем не менее, страна по-прежнему входит в десятку наиболее коррумпированных, занимая 169-е место.

“Правительство национального единства Афганистана задекларировало более 50-ти обязательств в сфере борьбы с коррупцией, тем самым обещая афганскому народу изменения к лучшему, –  сообщают Transparency International, – Определенный прогресс уже достигнут. Антикоррупционный Центр Правосудия уже рассмотрел первые масштабные громкие дела о взятках, также был принят Национальный закон о государственных закупках”.

В докладе правозащитной организации говорится, что “в среде политиков, прокуроров и олигархрв стран СНГ преобладает культура безнаказанности”.

Россия опустилась на 12 позиций в списке и оказалась на 131-м месте –  рядом с Украиной, Казахстаном и Ираном.

Украина показала незначительное улучшение –  на 2 балла. Это, как сообщается в докладе, произошло благодаря введению в действие системы электронных деклараций, что позволило украинцам получить информацию об активах высокопоставленных государственных служащих.

Между тем, уголовные дела по обвинению в коррупции экс-президента Виктора Януковича и его соратников, оказались в тупике из-за “системных проблем в судебной системе”, сообщает Transparency International.

Transparency International отмечает, что на Западных Балканах наблюдается  “слабость правоохранительных органов, которые оказались “захваченными” политической системой, в которой политики обладают огромным влиянием на все сферы общественной жизни, находясь в связи с состоятельными представителями частного бизнеса или даже с организованными преступными группировками”.

Косово занимает в списке 95-е место, что является худшим результатом в регионе, далее идут Македония (90), Албания и Босния-Герцеговина (83-е место), Сербия (72) и Черногория (64).

Оригинал на Radio Free Europe

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO