Можно констатировать, что в целом внешнеполитический курс президента Зеленского оказался эффективным. Киев избежал эскалации конфликта с Москвой и даже добился небольшой разрядки. Реактивирован “нормандский формат”, а немецко-французский тандем перестал открыто действовать в интересах Москвы.
Год назад на украинской политической сцене произошли серьезные перестановки. На президентских выборах победил актер, который играл лидера государства в телесериале. Созданная им партия “Слуга народа”, не в последнюю очередь благодаря лозунгу о прекращении войны с Россией, одержала победу на парламентских выборах. Единого мнения о том, насколько это обещание удалось выполнить, однако, нет.
Для урегулирования конфликта на Донбассе создано два политико-дипломатических инструмента: “нормандский формат” и минский мирный процесс. К сожалению, никто в мире не предпринимает усилий, направленных на возвращение Украине аннексированного Россией Крыма. В последние годы ни “нормандский формат”, ни минский процесс фактически не функционировали. С 2015 года масштабной эскалации не наблюдалось, однако перестрелки, в которых гибнут люди, происходят почти каждый день. Украина потеряла на Донбассе около 14 тысяч военных и мирных жителей. Критики президента Зеленского упрекают его в связи с этим в том, что он не смог добиться завершения конфликта.
Президент и его политический лагерь отметают эти обвинения и напоминают, что продолжавшийся несколько лет период стагнации удалось завершить: налажен непосредственный диалог с Москвой, возобновлены работы в рамках “нормандского формата”. Эти усилия привели к тому, что трижды осуществлялся обмен пленными. На родину вернулся, в частности, режиссер Олег Сенцов. Критики этих действий, однако, упрекают Зеленского в том, что обмен не производился на пропорциональной основе, а Украина отдала россиянам человека, подозреваемого в причастности к крушению малазийского самолета в 2014 году.
Президент действительно встал на путь поиска компромиссов с Россией. Жесткая политика Порошенко была бескомпромиссной только на уровне риторики и приводила, скорее, к стагнации конфликта. Зеленский, в свою очередь, непосредственно контактировал с Путиным. Произошел не только обмен пленными, но и разведение войск в нескольких наиболее горячих точках Донбасса, восстановлено сообщение с Луганской областью. Зеленский пошел еще дальше: он подал знак, что готов урегулировать конфликт на основе формулы Штайнмайера и даже допустить к переговорам представителей мятежных регионов. Положительной реакции Москвы на эту компромиссную политику не последовало, что стало поводом для очередных обвинений в адрес украинского президента.
В Европе “турборежим” Зеленского пользуется поддержкой в ограниченной мере. Там дали положительную оценку агарной реформе и реформе банковского законодательства, за которые ЕС наградил Киев миллиардом с лишним евро на борьбу с последствиями пандемии коронавируса. Одновременно европейцы обращают внимание на кадровые перестановки в украинских властных верхах. Недоумение, в частности, вызывают рокировки на посту министра иностранных дел.
В свою очередь, из Вашингтона поступают сигналы, что американцы осознают геополитическое значение Украины.
Таким образом можно констатировать, что в целом внешнеполитический курс президента Зеленского оказался эффективным. Киев избежал эскалации конфликта с Москвой и даже добился небольшой разрядки. Реактивирован “нормандский формат”, а немецко-французский тандем перестал открыто действовать в интересах Москвы. Зеленский вскрыл агрессивные намерения Путина, а одновременно продемонстрировал готовность идти на компромисс, что так ценят в Брюсселе. Он вышел победителем из имиджевого поединка с российским президентом, напомнив миру, что Украина стала жертвой агрессии России. И хотя в разных местах Европы возникают разговоры о возвращении к партнерским отношениям с Кремлем, о российско-украинском конфликте не забыли, а РФ до сих пор не может избавиться от санкций, которые стали наказанием за ее агрессивную политику.
(Еще нет голосов, оставьте первым)