Есть у истории такое железное правило: власть, не контролируемая гражданами, деградирует. Это плохие новости. Хорошие — на каком-то этапе деградации любые действия власти ухудшают ее положение.
Если сложно, объясняю на примере. Помните, как режим Януковича пытался «разобраться» с Майданом? Тогда еще многие удивлялись — мол, если бы регионалы просто ничего не делали, протест бы рано или поздно затих. Но нет — они все время своими неумелыми репрессиями подкидывали дровишек в огонь.
В предыдущие годы они настолько увлеклись национальным видом спорта — распилом, что по итогам даже силовая система проржавела, отупела и, при любой попытке натравить ее на протестующих делала только хуже.
В Украине в последнюю неделю было очень неспокойно.
В Луцке городской сумасшедший с несколькими ходками захватил маршрутку. Действия силовиков — когда переговоры с террористом вели не специально обученные люди, а первые лица в исполнительной власти, замминистра лично носил террористу воду, а спецназ штурмовал пустую маршрутку через несколько минут после того, как задержанный ушел оттуда в наручниках — вызвали у многих подозрения, что все это какая-то постановка. При этом, крайне корявая даже по отечественным меркам.
Тем не менее, сумасшедшему удалось заставить лично президента прорекламировать на всю страну веганский фильм. Подстава или нет, но теперь террористы будут знать, что это работает.
И действительно, работает! Уже через день в Полтаве обычный автоугонщик при попытке его задержать захватил заложника, обменял его на полковника полиции и успешно скрылся. До сих пор не найден, а, значит, схема работает.
В эти же дни:
— Кто-то поджег родительский дом известного активиста-антикоррупционера Виталия Шабунина.
— Был найден мертвым ранее пропавший без вести Алексей Кучапин — филантроп, занимающийся помощью бездомным. Странные обстоятельства обнаружения тела, залитый кровью диван и тот факт, что погибший обвинял полицейских в крышевании мафии, эксплуатирующей бездомных. И вновь многие заподозрили, что к его смерти причастна полиция.
— Под Киевом был убит бизнесмен Игорь Плекан. Расстреляв его, убийцы, однако, отпустили домой его ребенка. По некоторым данным, Плекан был причастен к черкасской банде «Торпеда». Активисты националистической организации С14 обвиняли его в попытке убийства их члена Сергея Мазура.
— В Киеве произошли взрывы самодельных взрывных устройств у двух станций метро. К счастью, обошлось без жертв.
Все это может быть совпадениями. Что-то из этого, в сумме с подлым расстрелом украинской эвакуационной группы на фронте, может быть «раскачкой» со стороны россиян и их наемников.
Важно то, что ничто из этого не было предотвращено.
В Украине защита граждан возложена на полицию, прокуратуру, суды, спецслужбы и ВСУ. Из всего этого списка, эффективно граждан защищают только Вооруженные силы. И даже тех украинская власть ограничивает в выполнении их же конституционных обязанностей, называя это «перемирием».
Хуже того: государство мешает гражданам защищать себя самим.
Возьмем ситуацию в маршрутке в Луцке. Обычно, когда в украинском обществе заходит речь о том, чтобы позволить гражданам покупать пистолеты для самозащиты, находятся оппоненты, которые вопрошают: «А если оружие попадет в руки преступников или сумасшедших?»
Пожалуйста: преступник и сумасшедший заходит в маршрутку, вооруженный автоматом. Он ходит по салону, забирает у них телефоны, переписывается с их помощью с журналистами. Он это может потому, что знает: граждане безоружны. Если бы они были вооружены, заходить туда с автоматом для него было бы попросту опасно. В толчее маршрутки автомат не имеет явного преимущества перед пистолетом, а держать всех пассажиров под контролем нереально.
По иронии судьбы недалеко находилось отделение полиции. Преступник, будучи опытным рецидивистом, знал, что это ни о чем, на это можно вообще не обращать внимания. Полиция прибежит постфактум.
Заканчивается история тем, что его условия выполняет лично президент.
Но мы теперь знаем, что эта история может повториться в любой момент. Что сумасшедший может без труда раздобыть автомат. Что полиция успеет лишь постфактум. Что вместо профессионального переговорщика прибегут политики. Что урны в столице страны самовзрываются, а полковники легко оказываются в заложниках у автоугонщиков.
В эти же дни НАБУ публикует пленки, на которых записаны переговоры судей — и мы не просто знаем, но и прямо слышим, что ключевые суды в Украине — просто аукционы по продаже решений за очень высокий прайс. При этом, часть спецслужб прямо используется, как политическое оружие, а по делу Павла Шеремета все еще сидят в СИЗО люди, чья вина никоим образом не доказана.
Итоги подведем.
Полиция беспомощна, спецслужбы беспомощны, суды, в принципе, заняты чем-то, мало относящимся к защите наших конституционных прав. Защищаться самим нам нельзя, потому что это незаконно, а армии запретили не то что стрелять, но даже вести разведку беспилотниками, и назвали это «миром».
Я бы применил другое слово, но оно лежит за пределами публицистического словаря. Поэтому использую целую фразу: деградация системы защиты прав граждан в Украине достигла того состояния, в котором она уже не может не то что работать, но и делать вид, что работает.
Они опять по разные стороны баррикад.