Представьте себе ситуацию. “Титаник” почти ушел на дно, а капитан понимает, что места в шлюпке для него нет. Остается единственный шанс.

И капитан начинает вести себя очень странно, со стороны напоминая безумного. Cрывает с себя фуражку и начинает выкрикивать стихи о том, как его корабль продолжает бороздить волны Атлантического океана.

И – о чудо! У части пассажиров тоже начинаются галлюцинации. Будто и не тонет “Титаник” вовсе. И ночь звездная. Просто морские ежи раскричались.

Протрезвление приходит только в момент, когда холодная вода заливается за ворот романтиков. Потом недолго. Пузыри, холод, темнота.

“Титаник” судебной реформы в Украине уже встретился с айсбергом реальности. Пассажиры в шоке. Часть команды тоже покидает борт, часть понимает, что не получится.

Но капитан ведет себя как безумец. В решающий миг он решает рассказать, как успешно продвигается судебная реформа в Украине. Зажигает огни и превращает капитанский мостик в съемочную площадку. На едком розовом фоне колышутся буквы, наскоро нанесенные дрожащей рукой:

“З’явився перший указ… Новостворені апеляційні суди скоро запрацюють”.

Жидкие аплодисменты оставшейся на борту команды. И полная дикость со стороны.

Теперь смотрим на все это глазами пассажира “Титаника”, сидящего в шлюпке.

Порошенко был в Штатах. Фотографировался с телом Трампа и могилой МакКейна. Вернулся, и начал подписывать очередные указы в рамках судебной реформы.

Ему наверняка уже сообщили, что судебная реформа провалилась. Получила тяжелую пробоину и стремительно набирает воду. Скоро окончательно пойдет на дно.

https://blogs.pravda.com.ua/authors/liamets/5b9b74bc6273f/

Вот и Михаил Жернаков подтвердил:

https://blogs.pravda.com.ua/authors/zhernakov/5baf2ace57569/

Но впереди выборы. Реформы провалились – это факт, но думать о “Титанике” уже не нужно – он все равно пойдет ко дну. В представлении Порошенко, вместо этого парохода могут подогнать что-то новое. “Олимпик”, например. Я имею в виду второй срок действующего президента.

Поэтому Порошенко продолжает делать вид, что судебная реформа вовсе не провалилась. Как раз наоборот – она торжествует. Вот и очередная победа – в Украине скоро начнут работать обновленные апелляционные суды.

Честь сообщить о “перемоге” доверили пиарщикам органов, которые собственно проводят реформы. То есть, похвалили сами себя. Если тезис зайдет, то можно и на страничку президента засовывать.

Теперь давайте разбираться, была ли перемога. Что на самом деле означает ликвидация старого и создание нового апелляционного суда.

СРАЗУ ЛИКБЕЗ. Чтобы защитить свои права, гражданин Украины может обратиться в суд. Сначала – в местный. Если гражданина не устраивает решение местного суда, – в апелляционный. Тот изучает все детали и может отменить решение местного – а может и не отменить. Но после решения апелляции приговор вступает в силу. Если даже после этого человека не устраивает решение суда, он может подать иск в кассационную инстанцию. Сегодня это Верховный суд. До 2016 года было немного по-другому. Кассацию рассматривали высшие специализированные суды и Верховный суд Украины. Но началась судебная реформа. В 2016 году приняли закон “О судоустройстве и статусе судей”. Он отменил 4-уровневую систему (местные суды – апелляционные суды – высшие специализированные суды – Верховный суд Украины) и ввел 3-уровневую систему (местные суды – апелляционные суды – Верховный суд). По сути, ничего особенно не сделали. Просто влили высшие специализированные суды (уголовный, административный и прочие) в Верховный суд (без “Украины”), а попутно решили кадровый вопрос. Как? Традиционно. Чтобы уволить одним махом кучу чиновников, нужно ЛИКВИДИРОВАТЬ ВЕДОМСТВО И СОЗДАТЬ ВМЕСТО НЕГО ТАКОЕ ЖЕ, но с другим названием. А в конце назвать это все успешной реформой. К слову, сейчас в штабе Юлии Тимошенко разрабатывается похожая судебная реформа. В ней тоже производится смена вывесок. В частности, вместо 3-уровневой системы предлагается вернуть 4-уровневую. Так что будьте готовы, если что, правильно понимать суть слова “реформа” в исполнении Тимошенко. КОНЕЦ ЛИКБЕЗА

На самом деле, конечно, само понятие РЕФОРМА означает совсем другое. Она предполагает УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ И ДОБАВЛЕНИЕ ДОСТОИНСТВ.

С этой точки зрения, судебная реформа 2016 года – чистая профанация. Просто перевешивание вывесок. Недостатки не устранены. Зато вместо улучшения получилось ухудшение.

То есть, это АНТИРЕФОРМА. “Титаник” таки тонет, а перед нами разворачивается игра пиарщиков (зачеркнуто) актеров. Докажу на нескольких тезисах.

Тезис первый. Суды называются новыми, но внутри они – все те же.

Реформа – это запуск процессов по-новому. Но судебная реформа 2016 года почти не коснулась процедур, по которым проводится правосудие. Были приняты какие-то кодексы, но они ничего не улучшили. По сути, ВСЕ ОСТАЛОСЬ ПРЕЖНИМ. Разве что адвоката разве можно было нанимать по желанию, а теперь – обязательно

“Реформаторы” сосредоточились на том, что судей нужно просеять через сито революционной необходимости. Дескать, будут другие судьи – и судить начнут по-новому. А процедуры у нас типа нормальные.

Чтобы просеивать, придумали процедуру под названием “квалификационное оценивание”. Предполагалось, что через него не пройдут “судьи Майдана” и коррупционеры. Именно их мы считаем причиной всех бед в судебной системе Украины.

На самом деле, почти все судьи остались на местах. Некоторых отсеяли, некоторые уволились сами – но вовсе не потому, что не могли написать тесты.

Как и следовало ожидать, власть затеяла “реформу” для того, чтобы решить кадровый вопрос в своих интересах. На местах остались судьи, которые тем или иным образом принесли клятву верности новой власти. Уволились те, что не согласились. То есть, ключевая проблема судов – зависимость от власти – осталась. В Украине продолжает работать “телефонное право”, и оно даже усилилось, по сравнению со временами Януковича.

Судьям, которые не принесли верность новой власти, поставили плохие оценки на квалификационном оценивании. Или предложили переехать работать, скажем, из Харькова в Ивано-Франковск. Для усиления, так сказать. К этому щедрому предложению добавили тотальное снижение официальных зарплат. И… многие судьи попросту предпочли уволиться. Работать за меньшие деньги, ожидая указаний из Администрации президента, а также рискуя попасть на вилы “активистов” – вот что новая власть предложила им на самом деле.

Итог – почти треть специалистов всех судов уволились. Скажете, это ушли коррупционеры? Ну-ну. Точно

https://blogs.pravda.com.ua/authors/liamets/5ba40993796f2/

Кстати, многие коррупционеры как раз остались на местах. Это не я сказал, а Святослав Вакарчук. Текст которому дали, судя по всему, в Реанимационном пакете реформ.

https://blogs.pravda.com.ua/authors/zhernakov/5baf2ace57569/

Вывод по первому тезису: Процедуры те же. Судьи те же. “Телефонное право” – то же, только присяга принесена уже новой власти. Зарплаты меньше – значит, судьи продолжат брать деньги. Так что же новое в этой “судебной реформе”?

—–

Тезис второй. “Реформа” привела к катастрофической потере времени и денег. В итоге – ухудшение доступа к правосудию.

Ликвидация старых и запуск новых судов означает, что все дела, зависшие в них, нужно рассматривать заново. Кроме уголовных, по которым применяется принцип “дело идет за судьей”. И то, хочется посмотреть, как это обставлено процессуально. Новый суд – это новая организация и у нее новый статус. Если продолжать судить дело старого суда в новом процессе, это чревато нарушением процессуального законодательства. Если тебя устроит приговор – можешь согласиться. А если не устроит, всегда сможешь обжаловать как не соответствующий закону. Но тогда “паровозом” начнут сыпаться и дела тех, кого приговор устроил.

Так что, скорее всего, дело может сколько угодно ходить за судьей, но переслушивать его придется заново. Учитывая, что именно апелляция рассматривала все так называемые “тяжелые” дела – убийства, разбои с жертвами и так далее – можете себе представить. Если по суду проходит невинно задержанный человек, ему минимум полгода еще сидеть в СИЗО. Если это виновный человек, он получит отсрочку минимум полгода и еще полгода будет свободно гулять.

Нові судді КСУ від парламенту: за конкурсом чи домовленістю?

Многие не-уголовные судебные процессы тоже находились на предфинальной стадии. Их 100% придется слушать заново. Но теперь придется потратить еще несколько месяцев на их повторное рассмотрение. Потратить больше денег на адвокатов, подготовку документов, вызов свидетелей, командировки. А в отдельных случаях еще раз пройти через нервные потрясения.

Времени потребуется больше еще и потому, что многие суды укрупняются. Вот, например, один из случаев:

http://zib.com.ua/ru/128482-kakie_ugrozi_tait_v_sebe_ukrupnenie_sudov.html

Что касается апелляции, то ликвидированы областные суды и апелляционный суд Киева. Некоторые из них объединят. Например, Киев и Киевскую область – это хороший вариант, потому что оба находились по факту в столице. А вот и нехороший пример. Вместо областных создадут второй апелляционный административный суд в округе, включающем Днепропетровскую, Запорожскую, Полтавскую и Харьковскую области. Находиться он будет в Харькове.

Ну и так далее:

Обнародован перечень судов, которые будут созданы после укрупнения

А теперь думаем, что это значит.

Чтобы рассмотреть иск против ЖЭКа или мэрии, жителю Днепра придется поехать в Харьков. На дорогу туда и обратно он потеряет добрые сутки. А возможно, придется снять гостиницу. Об адвокате я уже не говорю – ему оплачивать дорогу тоже придется. Если на автомобиле – добавляется фактор убитых дорог и внезапный риск ремонта машины. Все это – деньги и время. А заседаний наверняка будет несколько.

А что делать, если человек из села под Днепром? Ему придется ехать в Днепр, оттуда добираться в Харьков. Перед этим искать адвоката в Днепре. Ну, вы понимаете.

Адвокаты будут повышать суммы гонораров. В Киеве уже начинают повышать суммы. За один поход в заседание берут 100 баксов. Откуда по простым делам такие деньги? Все больше будет нагрузка на бесплатную правовую помощь, а это бюджет.

Свои проблемы и у судей. Апелляция рассматривает дела коллегиально, составом по 3 человека. Внутренняя электронная система распределения дел между судьями подбирает кандидатуры судей случайным образом. То есть, дело против мэрии Днепра будут рассматривать судьи из Харькова, Полтавы и Запорожья. Им тоже придется ехать на заседание.

Дальше, возникает вопрос с изучением дела. Всем участникам процесса придется предоставлять доступ к материалам. Как? Кто это оплатит?

Дальше, никто не думает о народных заседателях в этих ситуациях. Один будет из Запорожья, второй из Полтавы, третий из Харькова. Как их переместить? Сколько денег это будет стоить? Ведь им придется тоже ехать 500 км, чтобы попасть на заседание.

Складываем все это воедино. Каким будет итог? Почти навярняка таким, что люди не захотят обращаться в апелляцию.

Но именно апелляция играет основную роль к сложных и “тяжелых” делах. До Верховного суда люди доходят редко. В основном, самые яростные баталии разворачиваются в первой и второй инстанции. В результате реформы, вторую инстанцию делают для жителей Украины очень сложной и дорогостоящей.

Вывод по первому тезису: воспетая придворными пиарщиками Администрации президента реформы – на самом деле, означает ухудшение доступа к правосудию.

Тезис третий. Сильно вырастут расходы государства.

Выше я уже сказал о том, что придется тратить огромные деньги на переезды между областями и передачу дел. Но это не все.

Старые апелляционные суды формально ликвидированы. Но по факту они не “ликвидированы”, а “ликвидируются”. Это процесс.

Будет как с Верховным судом и Верховным судом Украины. Один новый и второй тот, что ликвидируется.

В старых судах подвисли судьи, которые не прошли квалификационное оценивание. Увольнять их, с юридической точки зрения, нет оснований. Их будут лишать работы вместе с ликвидацией места работы, а это еще месяцы и месяцы. Опыт ликвидации Верховного суда Украины показал, что судьи будут защищаться, оспаривая свое увольнение. А это еще месяцы.

Все это время государство продолжит платить зарплаты. Платить за здания судов, которые остались в каждой области. За их отопление, охрану, электроэнергию, документооборот. Продать эти здания не удастся, пока в них работают люди.

А если вдруг власть решит работать в прежних зданиях – то в чем смысл укрупнения? Тогда это будут абсолютно те же здания с теми же столами, просто на них будут висеть таблички с новыми словами.

Все мы знаем название этому явлению. “СМЕНА ВЫВЕСКИ”.

Тогда в чем реформа?

Вывод по тезису третьему: государство понесет миллионы гривен расходов.

Как же правильно понимать заявление пиарщиков Порошенко о перемоге в судебной реформе? Где обещанная польза для общества?

По сути, мы имеем дело со сменой вывески. Возможно, это будет красивая дизайнерская вывеска в духе Ukraine.now. Но это те же судьи, те же процедуры, даже те же столы.

Вот почему я сравниваю “судебную реформу” с крахом “Титаника”. А пиар вокруг нее – с последним спектаклем капитана.

Но капитан вовсе не так безумен, как может показаться. Он достиг той цели, ради которой все и затевалось. Порошенко переподчинил суды себе. Правда, это было единственной целью. Теперь его интересуют другие вещи.

Поэтому естественно, что уже в ходе реформы “Титаник” судебной реформы начал тонуть. Она провалилась, и это четкий факт. Но всегда можно поставить на палубе тонущего “Титаника” камеры и заявить напоследок, что все как раз наоборот – что “Титаник” взлетел в небеса, потому что реформа прошла успешно.

У Порошенко остается другое расстройство. Чтобы воспользоваться всеми этими преимуществами “судебной реформы”, ему нужно стать президентом на второй срок. Тогда “реформированные” суды послужат ему верой и правдой. Ему, а не нам.

О том, что реформа провалилась, к тому времени все уже забудут.