Страну охватил настоящий “указный” синдром. Точнее, дерегулятивный вал: президент Владимир Зеленский за несколько дней отменил более 160 указов, своих предшественников. Больше всего не повезло Леониду Кучме и Виктору Януковичу – их наследие щадить не стали с особым тщанием.
С одной стороны, концепция минархизма, где государство выступает в роли “ночного сторожа”, предполагает как раз такую глобальную чистку регулятивных “авгиевых конюшен”. Государству-смартфону не нужны указы, каждому гражданину достаточно иметь смартфон и быть подписанным на страничку президента. Некоторые концепции либертарианства, такие как анархокапитализм, вообще не предполагают нормативную часть регулирования социальных и экономических процессов: тотальное избавление от основной массы законов и правил.
Как это будет работать у нас, доподлинно еще никто не знает, но в мире подобные концепции сопровождаются повсеместной отменой контроля, будь-то за оборотом легких наркотических средств или в контексте ликвидации санитарных или строительных норм.
Нынешний “дерегулятивный пакет” состоит из трех условных подразделов, сформированных на основании четких внутренних принципов.
Первый подраздел – это несколько отмененных президентских актов, которые приведут к реальной экономии средств населения и бизнеса. Речь идет как о прямой экономии, так и о косвенной – в части неприменения карательных фискальных штрафных санкций.
Второй пакет “мусорных указов” связан с отменой огромного количества документов, которые безнадежно устарели в плане своего правоприменения: уже давно приняты или профильные законы, или вообще исчезла общественно-экономическая основа их правомочности, но они все еще “висят в базе”. По большому счету их можно было бы и не отменять, а с другой стороны – почему бы и нет. А с третьей – таких указов еще достаточно много, так что хватит не на одну волну “дерегуляции”.
Третий подраздел – это “фейсбукоемкие” указы, отмена которых вызовет нешуточный шум в социальных сетях, как, например, отмена указа об обязательной школьной форме. Уже давно данная норма носит весьма условный характер, и, по сути, ничего отменять и не нужно, но сам факт подобной “дерегуляции” приведет к многодневному хайпу. Несмотря на это, многие гимназии даже после отмены будут и далее требовать у родителей покупать специальную форму или выполнять четкие правила одежды (низ/верх), и отмена указа здесь также ровным счетом ничего не решит.
Но начнем все же с первого раздела. Президент отменил указ от 1993 года касательно взимания государственной пошлины за вексельные бланки. Каждый бухгалтер хотя бы раз в жизни покупал бланки векселей в отделениях коммерческих банков. Кроме стоимости самого бланка, нужно было оплатить и пошлину в размере 10% от необлагаемого минимума дохода граждан. На сегодня это – 17 грн, 10% – это 1 грн 70 коп. Учитывая динамику выпуска векселей и их распространенность, – просто мизер, за который сейчас можно купить разве что одноразовый пакет в супермаркете. Государство не обеднеет, а предприятиям станет проще. Правда, и первые, и вторые этого практически не заметят.
Более важна другая “отмена”, а именно “аннулирование” указа о применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности. Кто работает в торговле и сфере услуг, тот знает, что штрафы за нарушение кассовой дисциплины – самые зверские из всех. Более того, в условиях моратория на налоговые проверки, а затем при переходе к составлению открытых списков плановых проверок на год вперед у налоговой осталось не так много механизмов для осуществления налетов на частный бизнес: это камеральные проверки по начислению НДС и регистрации налоговых накладных (как следствие – блокирование налоговых накладных в едином реестре); проверки и штрафы за нарушение кассовой дисциплины; контроль за обращением подакцизных товаров. Все эти инструменты налогового контроля не предполагают никаких предварительных списков и предупреждений налогоплательщиков и проводятся фискалами так называемым явочным порядком. Соответственно, “касса” и “акциз” – это возможность постоянно “кошмарить” бизнес, связанный с наличкой и акцизными товарами, например алкоголем: бары, рестораны, развлекательные и фитнес-центры и т. д.
Сам лимит наличных операций определяется НБУ, а вот штрафует за его нарушение фискальная служба – в двукратном размере от выявленной сверхлимитной наличности или пятикратном – за неоприходование наличности, полученной от клиентов. Кроме того, применялись и иные виды санкций: например, за нецелевое использование наличных средств и так далее. В идеале эти нормы нужно было бы усовершенствовать, а размер самих штрафов уменьшить до обоснованных величин. В реальности же план НБУ по созданию в Украине кешлес-экономики идет теперь “лесом” – отныне контролировать кассовую дисциплину в Украине можно лишь апеллируя к совести предпринимателей. Но в целом, как модель экономики “каждый сам за себя и Бог против всех”, очень даже неплохо, тем более что сектор услуг, несмотря на свой подавляющий вес в структуре ВВП, является микродонором бюджета на несколько десятков миллиардов гривен в год. Так что у предпринимателей появится еще больше возможностей ничего не платить государству, у фискалов убавится возможностей зарабатывать и бесплатно проводить новогодние корпоративы. Ну а у государственного бюджета и пенсионеров своя свадьба и бал либертарианства состоится “при любой погоде”.
Но наиболее капиталоемким для бизнеса и населения несомненно станет отмена обязательной нотариальной пошлины за заверение договоров нотариусами (1% от суммы договора). На практике это приводило к тому, что участники договорных отношений, где только это было возможно, избегали нотариального заверения, ведь на сумме в миллионы гривен пошлина была существенной. Как следствие – контрагенты не получали должного уровня защиты и могли стать объектом мошенничества или рейдерских атак. Имело место и искусственное занижение договорной стоимости, что нарушало баланс интересов сторон при оспаривании сделки. Кроме того, не существовало никаких здравых аргументов, почему за одно и то же нотариальное действие плата могла отличаться в десятки раз (пропорционально от суммы договора). Нотариусы и сами понимали дискриминационность данной нормы по отношению к клиентам, “отдавая” им часть заработка. По сути, это была одна из точек сбора непродуктивной административной ренты, которая изымалась за счет бизнеса и населения в пользу системы, обслуживающей оборот титулов собственности. Что выливалось и в частичное “вырождение” части нотариусов, когда “на договорной поток”, например, при государственных органах либо в системе операций с недвижимостью садилась “крестница”, которая шлепала свои печати на договора, изымая с оборота 1%. Отныне плата должна определяться сторонами, и мы получим действительно прозрачный рынок нотариальных услуг, который будет определяться открытыми тарифами, а не скрытыми “откатами” части пошлины в пользу клиента. Были опасения, что пенсионный фонд и местные бюджеты недополучат часть доходов, так как нотариусы уплачивали с суммы пошлины ЕСВ (22%) и подоходный налог (18%), но в данном случае позитивный эффект для экономики и населения значительно перевесит бюджетные потери нескольких миллиардов гривен в год.
Что касается отмены указов, посвященных, например, усилению борьбы со спекуляцией и прочими “допотопными” явлениями, то их место уже давно на свалке истории. В этом контексте регулятивная чистка и оправдана, и необходима.
В условиях дефицита реальных экономических смыслов команда президента нашла несколько точек, активирующих общественное внимание, и с помощью нехитрого “эйса” на поле бизнеса заработала первые очки в глобальном политическом турнире за “Большой шлем всевластия”. Теперь никто не скажет, что жить стало не веселее. А вот станет ли лучше, зависит от дальнейшего диалога в треугольнике власть – бизнес – общество, и здесь однопроцентной пошлиной уже не обойдешься. Градус реформ придется повышать.
(Еще нет голосов, оставьте первым)