В 2014 в ходе реформ железной дороги Кабмин решил трансформировать «Укрзалізницю» из государственной компании в публичное акционерное общество. До 1 декабря 2015 года компания официально называлась «Державною адміністрацєю залізничного транспорту України» (ДАЗТУ), а с 1 декабря 2015 стала официально носить название ПАТ «Укрзалізниця». Вместе с головной компанией изменили форму собственности и ее дочерние предприятия, региональные железные дороги, вагоноремонтные заводы и т.д. Когда это случилось, многие считали, что идет подготовка к приватизации УЗ, но в Кабмине заверили, что приватизации не будет, и реформа проводится просто для более эффективного управления компанией.

Дальше начинается самое интересное. Все активы и долги ДАЗТУ и дочерних ГП (Южная, Юго-Западная железные дороги и т.п.) должны были быть переданы в новосозданные ПАТ, после чего ГП исключались из реестра. Но произошло удивительное. До настоящего времени старые юрлица так и не были ликвидированы. И по факту сейчас в реестре есть и старые ГП (пустышки), и новые ПАТ, на которые переведены все активы. Фишка в том, что на разных предприятиях УЗ до реорганизации висели значительные долги, которые теперь кредиторам не отдают, мотивируя это тем, что старые ГП, которые были заемщиками, не исключены из реестра.

По логике все вопросы по долгам нужно теперь задавать новым юрлицам, то есть ПАТам, которые являются правопреемниками ГП. А в ПАТах, отвечают, что станут полноценными правопреемниками ГП только после их окончательной ликвидации. Короче, получился какой-то безумный замкнутый круг, когда долги есть, от них не отказываются, но и платить никто не спешит.

Кто-то может спросить: ну и что? Проблемы кредиторов пусть решают сами кредиторы, какое нам дело до всего этого? А дело такое, что все это время на все долги набегают штрафы и проценты, которые в итоге будет платить государство. А точнее – налогоплательщики. Рано или поздно ГП из реестров все равно будут исключены, как того и требует закон. После этого у ПАТ уже не будет отговорок, позволяющих им не платить по их долгам. И это будут уже не те суммы, которые надо было заплатить в 2015-м году.

Долги огромные. Десятки миллиардов гривен. Все последние годы кредиторы обращаются в суды о взыскании денег у ПАТов. И каждый раз УЗ в судах упирает на то, что не будет платить на том основании, что ПАТы не являются надлежащими ответчиками, поскольку моментом перехода прав и обязанностей к правопреемнику юридического лица является запись о прекращении регистрации этого юридического лица в госреестре (см. фото судебных решений). ГП в реестрах есть. Значит, права и обязанности к ПАТам еще не перешли.

Пока эти суды тянутся и УЗ не хочет платить, долги продолжают увеличиваться за счет процентов и пени. Для понимания того, в каких объемах нам придется переплачивать за все это, просто посмотрите на фрагмент одного из решений суда (который удовлетворил требование кредитора частично). Пеня за несвоевременный возврат, пеня за несвоевременную выплату процентов, пеня за несвоевременную уплату комиссионного вознаграждения и т.д. – все это на десятки миллионов гривен по каждому кредиту.

Для понимания масштабов: 27.12.2018 российский «Проминвестбанк» все же выиграл суд у ПАТ УЗ. Суд постановил УЗ вернуть банку $12,85 млн долга по кредиту и около 54 млн грн долга по пене и процентам. То есть, 54 млн грн мы все подарим россиянам только потому, что менеджмент УЗ не стал вовремя рассчитываться с долгами и поставил нас всех на счетчик.

Теперь можно смоделировать ситуацию, когда ГП и ДАЗТУ все же исключат из реестра, и ПАТ УЗ больше не сможет придумывать отмазки и тянуть с выплатами долгов. Очевидно, случится банкротство и паралич работы железных дорог.

А дальше – прямая дорога к приватизации за копейки. Говорят, один олигарх с фамилией на А очень интересуется такой возможностью.

(Еще нет голосов, оставьте первым)