После отъезда из Украины экс-посла США Мари Йованович у ее бывших подопечных “антикоррупционеров” (как сотрудников профильных структур, так и грантовых активистов) дела идут все хуже.

Защиту и покровительство теперь в американском посольстве в отличие от прежних лет им больше не предоставляют. Хуже того – их туда больше не приглашают.

Вряд ли во времена “антикоррупционной вертикали” Йованович были возможными столь жёсткие заявления президентской администрации по поводу Национального антикоррупционного бюро Украины. 15 июня заместитель главы администрации президента Руслан Рябошапка заявил, что Зеленский “перезагрузит” НАБУ и Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП) если не увидит результатов работы в течение трёх месяцев. А критериями эффективной деятельности НАБУ и САП будет наличие процессуальных решений в “серьезных коррупционных скандалах”.

Директор НАБУ Артём Сытник после этой “накачки” вместо того, чтобы ринуться расследовать “серьезные коррупционные скандалы”, повернул в сторону дорогого курорта в Грецию. А по возвращении его ждал еще один серьёзный информационный удар: следующая серия разоблачений бездеятельности НАБУ и его руководства в пресловутом деле о коррупции в “Укроборонпроме” от “Bihus.Info” (до недавнего прошлого дружественной НАБУ структуры).

Журналисты-расследователи показали, что после их февральской “информационной бомбы” НАБУ саботировало проверку своих сотрудников, замешанных в этом деле. По их словам, руководителя детективов Андрея Калужинского и детектива Дмитрия Литвиненко проверили на полиграфе плохо, а заместителя директора Гизо Углаву вообще не проверяли (ввиду “усталости и плохого психологического состояния”). В результате Калужинскому и Литвиненко объявили выговоры, а Гизо Углава вообще получил лишь замечание.

Изъятые телефоны, на которых хранится переписка фигурантов дела из окружения экс-президента Порошенко, до сих пор находятся в Генеральной прокуратуре Украины, а не в НАБУ. Ситуация с вещдоками в этом резонансном деле, как и следовало ожидать, вышла изрядно запутанной. Но факт в том, что НАБУ никак не может эти телефоны забрать, а без них Гладковскому-младшему и компании не могут выдвинуть обвинения.

Зато Государственное бюро расследований, САП и Генеральная прокуратура Украины активно расследуют бездействие самого НАБУ. 

Артем Сытник отреагировал через несколько дней, попытавшись снять с себя ответственность: “Мое мнение: те расследования, которые мы уже провели, показали эту проблему, и на заседании СНБО как раз было сказано о том, что нужно провести аудит и запустить процессы корпоративного управления, даже несмотря на то, что это специфическое предприятие, там военная сфера. По моему мнению, одними расследованиями ситуацию не исправишь”. Но через два месяца директору Бюро придётся держать ответ перед президентом именно за “расследование серьезных антикоррупционных скандалов”.

Бывший заместитель начальника Департамента защиты экономики Нацполиции Украины, кандидат юридических наук, Михаил Пластун с экономической точки зрения доказывает актуальность заявленной Зеленским “перезагрузки” антикоррупционных органов: “Если государство Украина суммарно потратила за 2018 год на содержание НАБУ и САП 973,22 млн грн, а получила в результате их деятельности едва 200 млн грн, то о какой эффективности здесь идет речь?”

Даже больше – ситуацию стоит рассматривать не конкретно за 2018 год, а с момента создания НАБУ. И на фоне многолетнего отсутствия практических результатов работы этой структуры информация СМИ о том, что среди всех госслужащих больше всего зарабатывают детективы НАБУ – в среднем 64,1 тыс. грн. –  выглядит достаточно вызывающе. Даже у менеджеров и управляющих из Нацбанка – 43,6 тыс. грн, а самая маленькая средняя зарплата у социальных работников – 5067 грн. в месяц.

А ведь над Сытником висит еще ряд уголовных дел – например, готовится к передаче в суд дело об отдыхе в элитном охотничьем хозяйстве на 1 млн. грн. за счет товарища с криминальным прошлым.

Но, возможно, все эти мелкие “домашние” проблемы уступят одной большой заокеанской – Артём Сытник, как и его партнёры – нардеп Сергей Лещенко и глава НГО “Центр противодействия коррупции” Виталий Шабунин – оказались “под колпаком” правоохранительных органов США. Сытник и Лещенко уже побывали на допросах у следователей ФБР по делу о незаконном разглашении служебной информации и вмешательстве в выборы президента США в 2016 году.

Ни одному из них не удалось найти убежище от своих неприятностей в предвыборном списке какой-либо политической силы. Слишком «токсичными» стали «антикоррупционеры». Сейчас Лещенко пытается самостоятельно пройти по 220-му округу в Киеве, маскируясь под цвета «Слуги народа», но шансы у него практически нулевые, поскольку партия «СН» выставила там своего  кандидата. 

Раньше даже от таких серьезных проблем у этих участников «антикоррупционной вертикали» Йованович была бы надежда отбиться, обратившись в посольство США. Но после отъезда посла из Киева ситуация поменялась радикально. Как сообщают конфиденциальные источники, Лещенко и Сытника 4 июля впервые за последние годы не было в американском посольстве на праздновании Дня независимости США, где собирается весь политический  и экономический бомонд.  Их туда просто не пригласили.

(Еще нет голосов, оставьте первым)