Украинская делегация при поддержке британских депутатов и других неравнодушных парламентариев из Старого Света сумела заблокировать процесс рассмотрения поправок к уставу ПАСЕ, с помощью которых российская делегация рассчитывала вернуться к работе в Ассамблее
Напомню: в апреле 2014 года ПАСЕ применила санкции к российским делегатам в связи с аннексией Крыма, лишив их возможности голосовать. Решение было показательным, его последствия до сих пор раздражают Кремль. С 2016-го российские представители перестали приезжать в Страсбург, а с середины 2017-го РФ прекратила перечислять взносы в бюджет Совета Европы. Они составляют около 8–9% общего бюджета организации. Отказ платить российские политики и их агенты влияния сопровождают психологическим давлением на чиновников СЕ.
Главным шерпой-проводником возвращения России стал генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд, занимающий этот пост с октября 2009 года. Опытнейший норвежский политик превратился для Кремля в объект повышенного внимания. Нельзя исключать возможности предложенного ему “размена”: возвращение российской делегации в обмен на третий срок на посту генсека Совета Европы.
Заполучить лояльность норвежского социал-демократа для Путина и его команды многого стоит. Но Ягланду следует помнить: попытка России сработать через президента ПАСЕ Педро Аграмунта привела к его позорному увольнению и вынудила испанского политика покинуть состав Ассамблеи.
Идея возвращения России проталкивалась под благовидными предлогами необходимости защитить интересы граждан РФ и обеспечить единство континента для рассмотрения глобальных проблем. Лоббисты интересов Кремля напрочь проигнорировали тот факт, что российское законодательство не предусматривает примата международного права над национальным. Видимо, цель оправдывала средства.
Во-первых, Кремлю необходимо показать “раскаяние” европейских политиков.
Во-вторых, приободрить своих союзников в Старом Свете, вернув себе хотя бы частично былую респектабельность.
В-третьих, дать сигнал о своих возможностях накануне рассмотрения вопроса об очередном продлении санкций ЕС и в преддверии выборов в Европейский парламент, намеченных на май 2019-го. В Москве готовились к триумфальному возвращению, отправив в кулуары ПАСЕ телепропагандистку Ольгу Скабееву.
Но украинская делегация сумела остановить кремлевскую реконкисту. Залогом успеха стала согласованность действий, которую представители нашей страны демонстрируют не впервые. Из их стройных рядов выпадают только члены Оппозиционного блока и Петр Симоненко (лидера запрещенной КПУ и бывшего парламентария в Страсбург привозят, судя по всему, кремлевские кураторы), остальные украинские делегаты действуют слаженно, защищая национальные интересы.
Можно долго сетовать на отсутствие подобной атмосферы под куполом Верховной Рады, но пока порадуемся победе на внешнеполитическом фронте. Яркие выступления отечественных парламентариев вкупе с работой дипломатического представительства при СЕ под руководством Дмитрия Кулебы дали желаемый результат.
Глава регламентного комитета ПАСЕ был вынужден вернуть доклад, предусматривавший возвращение российской делегации, в комитет на доработку. Так что в 2019 году россияне вернуться в Страсбург не смогут. Это позволяет предположить запуск нового сценария — развала ПАСЕ.
Еще в августе спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко во время встречи с президентом Ассамблеи Лилиан Мари Паскье громко предупредила о выходе России из организации. Теперь для этого есть формальные основания, тогда как агенты влияния Кремля получат отмашку на максимальную дестабилизацию работы ПАСЕ.
Поспособствовать такому ходу событий могут и разногласия внутри депутатского корпуса. Если либералы и консерваторы еще 8 октября приняли решение не поддерживать резолюцию, открывающую возможности для возвращения России, то фракция Европейской народной партии завиляла. Во многом из-за позиции Германии.
Так что ПАСЕ ожидает немало потрясений и сложных дискуссий, участие в которых представители РФ будут принимать лишь опосредованно.
(голосов: 1, в среднем: 5,00 из 5)