Российский дипломат Антон Гореев на открытии улицы Гагарина в Астоталоме, Венгрия, 12 апреля 2016 года.

В 2016 году мэр Астоталома, небольшого венгерского городка близ южной границы страны, лично присутствовал на открытии улицы Юрия Гагарина, где установлен обелиск в честь советского космонавта, и выступил с речью о величии России. Имя этого мэра – Ласло Тороцкаи, он политик экстремистского толка и является вице-президентом ультраправой партии “Йоббик”. Он “прославился” тем, что организовал “отряды бдительности” для того, чтобы преследовать и избивать беженцев, а также запретил мусульманам и геям жить в его городке.

На мероприятии присутствовал дипломатический гость высокого ранга – глава российского консульства в Венгрии. В связи с этим возникает два вопроса. Во-первых, почему крайне правый политик, который ранее гордился своей антикоммунистической позицией, вдруг стал прославлять героя Советского Союза? И во-вторых, почему российский дипломат открыто поддержал политика с неоднозначной репутацией?

Ответ короткий: Москва видит выгоду в таких “дружественных отношениях” и вносит в них свой вклад.

Когда речь заходит об усилиях России, направленных на разжигание насилия, обычно представляются “маленькие зеленые человечки”в Крыму, или прокси-агенты России на востоке Украины. Но организация “Политический капитал” осуществила обширный исследовательский проект в отношении российских деятелей и “групп ненависти”, активных в Центральной Европе, и обнаружил, что Москва создает дипломатические, политические, а иногда и финансовые связи с организациями Центральной и Восточной Европы, следующими идеологии насилия, однако эта ее деятельность получает очень мало внимания со стороны международного сообщества.

Центральная и Восточная Европа важны для России по двум причинам. Во-первых, там расположены посткоммунистические страны, и, несмотря на их решение  “перейти на другую сторону” и стать членами НАТО и ЕС, Россия по-прежнему считает, что они принадлежат её сфере влияния.

Во-вторых, они лежат близко к Украине, и, согласно кремлевской стратегии, как ее соседи, могут быть использованы для её дестабилизации. Цель состоит в том, чтобы использовать слабые места Центральной и Восточной Европы: это, например, горькие последствия прошлых территориальных споров, национал-сепаратистские тенденции, или неисчезающие призраки шовинистических идеологий с их требованиями сделать эти нации вновь великими. Фактически, ксенофобский национализм широко распространен в регионе, и, к тому же, ревизионистские, экспансионистские тенденции имеют значительную поддержку. Чем больше разногласий между странами региона, тем более серьезные исторические споры вокруг границ возвращаются к жизни; чем больше страха и недоверия пробуждается в регионе, тем лучше для Кремля. Поддерживая движения ревизионистов, выдвигающих территориальные претензии к Украине, организации, занимающиеся вербовкой “повстанцев” на востоке Украины, и политических деятелей, которые стремятся играть на двусторонней конфронтации, Кремль старается достичь своих целей.

В инструментарии активных мер и гибридной войны, который использует Москва, границы между насильственными и ненасильственными средствами размываются все больше. Этот процесс двунаправленный: с одной стороны информация превращается в оружие, с другой стороны организации насильственной идеологии используются в качестве инструментов мягкой силы. Кремль весьма эффективно проникает в периферийные партии и военизированные организации в Центральной Европе. Их легко купить или контролировать, поскольку эти экстремистские группы, как правило, маленькие и манипулировать ими несложно.

В регионе есть несколько наглядных примеров этого. “Молодёжное движение 64-х регионов” в Венгрии (HVIM), основанное Тороцкаем, занимается экстремистской вербовочной деятельностью за пределами страны; он также опубликовал заявление, в котором утверждает, что “Закарпатье не принадлежит Украине”, организовал акции протеста в поддержку Донецкой Народной Республики, и призвал бойкотировать продукцию, производимую компанией президента Украины Петра Порошенко ROSHEN.

В настоящее время польская контрразведка расследует дело Матеуша Пискорского, лидера польской левой партии “Смена” (Zmiana), а также бывших активистов ультраправого польского “Конгресса новых правых” (KNP) по обвинению в шпионаже в пользу России. Пискорский принимал участие в так называемых активных действиях” на территории Украины в 2014 году с целью провокации межнационального конфликта с польскими национальными меньшинствами в западной Украине. В сентябре 2016 в Чешской Республике ДНР открыла “консульство” (непризнанное чешскими властями) при содействии чешских ультраправых деятелей, включая членов военизированной группировки “Национальная гвардия”.

Конечно, действия организаций, совершающих акты насилия, не всегда предсказуемы и могут выйти из-под контроля. К примеру, в Венгрии в октябре 2016 года лидер “MNA 1989”, венгерского экстремистского движения, у которого имеются обширные связи с российскими спецслужбами, убил полицейского.

Несмотря на то, что результат усилий по дестабилизации ситуации в регионе весьма небольшой, к этой угрозе следует относиться всерьез. Нельзя сказать, что усилия Москвы правильно оценивают в большинстве стран. Несмотря на определённую активность России в Польше, Словакии и Чешской Республике, по всему региону по-прежнему широко распространено отрицание наличия российской угрозы. Националистические лидеры, такие как Милош Земан в Чехии и Виктор Орбан в Венгрии, как правило, хвастаются способностью защитить свои страны от внешних угроз, однако молчат, когда речь заходит об очевидных примерах попыток России подорвать суверенитет их стран и выставить несостоятельными государственные институты.

Необходимо предпринять ряд безотлагательных мер. Во-первых, влияние России в регионе следует рассматривать как угрозу безопасности, и поэтому национальные министерства внутренних дел и органы контрразведки должны иметь штат, ресурсы и политическую поддержку, чтобы выявлять его последствия. Во-вторых, эти вопросы нужно поднимать в ходе двусторонних дипломатических встреч. В-третьих, финансовые связи между Россией и экстремистскими организациями должны быть официально расследованы, а недавно просочившаяся информация (утечки электронной почты Суркова, электронной почты Усовского, и расследование о  “Русской прачечной” в Швейцарии) должна быть тщательно изучена министерствами внутренних дел, правоохранительными органами и органами безопасности. В-четвертых, широкомасштабная люстрация необходима для очистки правоохранительных органов и спецслужб в странах, где по-прежнему активно действуют российская разведка.

Здесь может быть полезна более сильная европейская интеграция. ЕС должен больше инвестировать в раскрытие и борьбу с российским влиянием посредством дополнительного финансирования программ по контролю и противодействию дезинформации, а также создать более интегрированные секретные и разведывательные службы. Чтобы преодолеть нежелание некоторых государств, таких как Венгрия, выявить потенциальные угрозы российского влияния и признать общеевропейский характер этих угроз (на уровне международного терроризма), лидеры ЕС должны настаивать на создании более интегрированных спецслужб под эгидой Европейского совета и Европейской Комиссии.

И, наконец, необходимо больше политических инвестиций со стороны США. “Мягкая изоляционистская” позиция, которой придерживается администрация США после расширения ЕС, создала геополитический вакуум, и способствовала распространению негативного экономического и политического влияния. Чтобы противодействовать тяготению региона к России, США должны использовать метод кнута и пряника, усиливая демонстрацию своей приверженности Центральной Европе посредством заключения новых сделок в сфере энергоресурсов, а также расширения сотрудничества в области политики и безопасности, и одновременно оказывать все большее давление на союзников по НАТО, чтобы они внесли свой вклад в борьбу с негативным российским влиянием.

Не лишним будет напомнить: Центральная и Восточная Европа были благодатной почвой для обеих мировых войн ХХ века, этот регион и сейчас остается весьма неспокойным.

Оригинал на Atlantic Council

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO